Пилите, фотограф, пилите

© О. Фомина
© Advertology

Перенапряженный рекламный организм ежедневно с привычным пафосом презентует миру очередную истрепанную идею, исполненную в самых пронафталиненных технологиях. Бутылочка, еще бутылочка... еще. А вот стиральная машина! Но мы увидим ее за день двадцать три раза... И ни разу не обратим внимания. Рекламная фотография требует новых визуальных образов. Времена, когда фотографы лед для съемки доставали из морозильника, давно прошли. Эволюция, прогресс и растущие бюджеты не обошли мимо процесса рекламной фотосессии. 

О новых тенденциях и возможностях в создании изображений расскажет специалист по спецэффектам Павел Бабкин

- С Вами, Павел, мы познакомились на съемке рекламы питьевого йогурта. Мировой производитель, соответственный бюджет, как всегда немыслимое количество человек. Вы создавали фрагмент интерьера, я, в общем-то, только нажимала кнопку. Тогда я случайно увидела рекламу "Русского льда", в создании которой Вы принимали участие. Это была не привычная картинка с очередными бутылками, усыпанных капельками воды, а настоящие эпические полотна. Я не снимаю сейчас предметы, но когда-то все-таки имела такую практику и в мои времена все ухищрения с бутылками сводились к капелькам, инею или изморози, перспективным искажениям, обычно к их исправлению с помощью наклонов и подвижек на камере, ну и, конечно, работе со светом. Я увидела картинки с применением совсем других приемов и использованием значительно больших усилий, что сразу наводит на мысли о значительных бюджетах.

- Да, все это стоит денег. Проблема со многими бутылками сложной архитектурной формы заключается в том, что на пост-продакшене приходиться вычищать все лишнее, а со стеклом работать достаточно тяжело. Как правило, это симметричные картинки на бутылке плюс еще на полусфере, еще и обратная архитектура... 

- Ну, может быть, для этого и существует ловкий фотограф с большим гонораром, который должен решить эти проблемы, а дизайнер на пост-продакшене доработать картинку, слава Богу, он тоже за это получает деньги.

- Чтобы было понятно. К примеру, та же водка "Русский лед": рисунок на обратной стороне бутылки накладывается на ее фронтальную поверхность и превращается из красивого рисунка в кашу и грязь. Теряются очертания рисунка, логотипов, всего. 

- Ну, да. В этом случае только трудоемкий пост-продакшн. Хотя некоторые арт-директора иногда демонстрируют чудеса графических трансформаций. Но трудоемко, я согласна. Еще Вы меня тогда удивили, что использованная бутылка была распилена вдоль. Я впервые об этом услышала. И позже ради спортивного интереса спрашивала многих фотографов и дизайнеров, которые имеют подобный опыт работы, но все о такой технологии тоже слышали впервые.

- В свое время года полтора назад мы решили попробовать этот вариант и предложили агентству распилить бутылку пополам, чтобы не было задней ответной части. 

- То есть, это ваша идея? Вы не где-то увидели, как это у нас бывает, подсмотрели у негодяев-иностранцев, и сикось-накось воплотили с гордостью за себя в жизнь.

- Нет, это идея наша, мы давно занимаемся всевозможными распиливаниями... Начиналось все с унитазов, с ванн... 

- Ну наша совместная работа как раз происходила в распиленной ванне. Никогда не забуду, как из нее на меня хлынула вода. Я находилась в скрюченном состоянии как раз под ней. Сразу скажу, все было быстро и грамотно восстановлено. Вернемся к теме.

- Мы достаточно давно в этом бизнесе и всегда приходилось решать очень нестандартные задачи, то есть, что-то изготавливать по сути впервые. История с отрезаниями задней части бутылки были придуманы и предложены ради того, чтобы фотографу можно было свободно работать со светом без оглядки на помехи, и на пост-продакшене не тратить затем колоссальных усилий. 

- Но сейчас большая часть эффектов добивается с помощью пост-продакшн, люди за компьютерами преобразуют материал, и ограничивает их только фантазия. Почему Вы все-таки считаете, что "живая" картинка, лучше.

- Потому что съемочный кадр всегда выглядит все равно вкусней, чем обработанный на пост-продакшен. Особенно профессионалы всегда замечают разницу, какая картинка, выполненная "в живую", а какая нарисована. 

- Вопрос спорный, но идеология понятна. Если возможно снять хорошо, то почему это не сделать. Сразу все получилось? Бутылку разрезать?

- Нет, не сразу. Долго искали мастерские, способные разрезать бутылку таким образом. В Москве никто не взялся. Перпендикулярно - пожалуйста, вдоль - ни одна мастерская не взялась. Шов на бутылке прошел уже термическую обработку и очень хрупок. Пришлось самим придумывать технологию, подбирать режимы, фрезы, скорость вращения, температурный режим... Замучили технологов на стекольных предприятиях, специалистов, которые продают оборудование. 

- Подводные лодки разрезают тросом. Трос играет роль фрезы.

- Бутылка - не подводная лодка. Вдоль так не разрежешь. Две недели резали, резали... Делали тесты, пробы. 

- Все лопалось и трескалось?

- Долго летали осколки... Но все получилось. Самое смешное, что все это делается на руках, стекло невозможно как следует зажать, лопнет. Могу похвастаться, сейчас при отработанной технологии из пяти бутылок три получаются пригодными для съемочного процесса. Первую водку, которую пришлось резать и снимать таким образом - "Смирнов", затем "Русский лед" и т.д... 


- Ну, все-таки всплывает тема бюджета. Все-таки бутылка - не космический корабль и, к примеру, в каком-нибудь ровно девяностом году ваша же команда при наличии энтузиазма, я думаю, тоже справилась бы с этой задачей, и вы также успешно разрезали бы бутылку. Но тогда не появилась традиция больших бюджетов на фотосъемку, все происходило скромненько. Предложение разрезать бутылку в девяностом году и потратить тем более на это средства вряд ли были бы поняты и поддержаны заказчиком. То есть, бюджеты растут, тут же появляется предложение как их потратить.

- Ну, это вопрос к продюсерам. Водочники изначально - это бОльшие бюджеты, чем у других производителей. 

- Вернемся к рекламе "Русского льда". Кроме, разрезанной бутылки, а сам этот факт, незаметен для глаза, были созданы целые пейзажи, которые служили средой, куда были помещены бутылки. И сделано это очень красиво! С душой сделано! Надо сказать и об участии фотографа, участвующего в этом проекте. Оно выглядит очень профессиональным. Снято замечательно. Кто снимал?

- Фотографом была Саша Мановцева. 

- О, как! Баба! Как много сейчас появляется девушек-фотографов! И снимают не хуже бородатых дядек.

- Именно она рискнула нас послушать и согласилась на эксперимент. Для "Русского льда" была придумана история о наших славных российских войнах, точнее, победах: ледовое побоище, Великая отечественная война, завоевание Северного ледовитого полюса... 

- Надо отдать должное всем, и вашей команде, и фотографу, все поработали хорошо. Великолепные пейзажи, очень натурально... Со светом все в порядке. А снег, судя по названию, это ваша специализация. Ваша компания так и называется - "Русский снег".

- Да. Снег, конечно, одна из наших специализаций. Все снежные эффекты в фильме "Статсткий советник" - это наших рук дело. "Русский снег" - это компания по производству погодных спецэффектов. А "Fxmexanika" часть этой компании, такая группа людей, объединившихся для выполнения разных творческих задач. 

- Впечатляет! Снега на "Статском советнике" было много!

- На этом фильме мы представляли английскую фирму производящую снег, сейчас создали свою и выпускаем снег здесь. 

- У меня была как-то съемка для PANASONIC, на тот момент не нашли никаких услуг по этой теме. Каким-то доморощенным способом раскрошили что-то типа пенопласта, все задыхались от пыли, но сняли. Как будто сноубордисты прыгают с трамплина. У меня вся студия была в этих белых хлопьях. Все удачно. Есть невыполнимые задачи? Клиент обращается, а вы разводите руками. Или это вопрос только бюджета?

- В первую очередь это вопрос времени. К сожалению, у нас в рекламе очень часто все забывают о времени. Я ни за какие деньги не смогу объяснить, к примеру, клею, чтобы он высыхал быстрее. У каждого технологического процесса есть свой временной цикл. Как правило, о необходимости спецэффектов вспоминают за 2-3 дня до съемки. 

- Как обычно это у нас бывает.

- Но могу с радостью сказать, что некоторые продакшен-фирмы, наконец-то, стали понимать это и у нас есть несколько продакшенов-партнеров, которые звонят уже заранее. На уровне тендеров. 

- Это как раз основное профессиональное качество продакшенов - сделать все во время. Лучше тогда назвать их, чтобы на них ориентировались клиенты.

- DTV, Ярче, Baz. Они звонят на уровне тендеров, консультируются, узнают, какие мы можем предложить варианты. Эти варианты технологий мы предлагаем. Есть кстати и черный список, но о нем не хотелось бы говорить. 

- Почему? Пусть все знают.

- Две компании: Оки-Доки и Медуза-фильм. 

- Проблемы, вероятней всего, связаны с какими-то невыплатами?

- Да. С Оки-Доки была проблемы у нас. С Медузой у конкурентов, но наших друзей-коллег. 

- Как происходит ценообразование? Когда обращаются с просьбой создать что-то нестандартное, то ценообразование вероятно становится очень творческим процессом.

- У нас жесткие понятия о ценообразовании. Во-первых, мы обязательно подсчитываем продолжительность подготовительного периода. По дням. Во-вторых, сколько будет занято наших специалистов. Сколько будет происходить сама съемка. Закладываются транспортные услуги. Поездки на закупки, поездки на консультации. Мы часто консультируемся и в МГУ, и во многих технологических компаниях и в разных других местах, потому что невозможно знать во всех областях все. Есть некий постоянный контингент наших консультантов. Учитывается стоимость таких консультаций. Стоимость арендных площадей. И закладывается некоторая прибыль. 

- И умножается на три.

- Нет. Прибыль компании у нас, как правило, составляет от сметы порядка 5-10%. 

- Настоящая бухгалтерия! Но 5-10% как-то маловато. Умножать надо.

- Мы и так считаемся одними из самых дорогих. 

- Можно собственными заработками очень гордиться, но весь общий бюджет на проект, весь этот поток, он настолько сужается доходя до нас, до исполнителей. И какие гонорары не называй, это все равно будет каплей в море.

- А если продолжить тему - все ли мы можем сделать. Есть еще проблема. Очень многие, к сожалению, не всегда могут точно поставить техническое задание. Что данная деталь должна соответствовать тому-то, делать то-то, при таких-то нагрузках и условиях. К сожалению, техническое задание, особенно в рекламной фотосессии, как правило, ставит арт-директор, который сделал себе 3D модель, которая может совершенно не соответствовать реальным возможностям. Надо предварительно обсуждать с фотографами и с людьми, которые будут выполнять производственную часть. 

- К Вам или ко мне приходят тогда, когда уже все утверждено. И что-либо изменить уже невозможно и об этом лучше не заикаться.

- На некоторые вещи мы смотрим, которые сделаны, к примеру, в Америке нашими российскими агентствами, и спрашиваем, ребята, а зачем вы туда ездили? 

- Ну там же эта индустрия более развита. И совершают такие поездки часто заодно и отдохнуть. Клиенты же тоже едут. Я сама участвовала в таких поездках и ничего не имею против.

- В России была тенденция, все ушли в рекламу, потому что туда были большие вливания... 

- Ну, вливания в область, а не в карманы среднего и низшего звена. Большие деньги получали и получают акционеры. В больших агентствах сопоставимо с банками получают лишь топ-менеджеры. Арт-директора, я считаю, получают до сих пор мало, развитие их зарплат отстало от многих других областей. В названии "реклама", возможно, есть для многих очарование. Обманчивое.

- Люди в рекламу пришли, а специального образования долго не было, негде было почерпнуть знания. Произошел разрыв, нет поколения, которое могло передать опыт молодым. И сейчас, когда более-менее все возрождается, когда есть президентская программа поддержки кинопроизводства... 

- Ну, а как вас, как частную фирму, касается эта программа? Кто вам принес рубль от Президента?

- Ну почему же? Последние три года... Во-первых, люди поняли, что спецэффекты и дорогие, и недорогие, это возможно и нужно, Что на спецэффекты нужна подготовка и время, что нас нужно приглашать на осмотр натуры, у нас должен быть пре-продакшн, и т.д.. Люди это поняли. 

- Вряд ли в этой эволюции сознания принял участие наш Президент.

- Люди начали понимать, что так не бывает, что щелкнули пальцами, и 1000 кв.метров покрылось дождем, или искусственным снегом, или ураган сносит предметы. Наконец, многие, как и в рекламе, так и в кинопроизводстве и в фотографии, поняли, что есть еще другие спецэффекты. Раньше для ветра покупали вентиляторы... Была такая реклама "Крюковский вентиляторный завод", и ими пытались устроить бурю. У нас в России существуют как всегда два пути, либо привозят оборудование из-за рубежа или это оборудование сами изготавливают на коленке. У нас элементарно нет индустрии, которая делала бы спецоборудование для съемки, оно только сейчас зарождается. 

- Ну, а нужно ли оно, это производство? Область очень узкая. У нас нет по сути и российских телевизоров, слава Богу! И утку покупаешь нашу - она воняет рыбой. А импортная съедобна. И Вы приехали, по-моему, не на "жигулях". Почему?

- Ну, в автомобилестроении я, к сожалению, не патриот. Но, я считаю, такое производство необходимо. Все что было сделано в СССР, это бегает до сих пор и работает до сих пор. Все что делает военная промышленность, тоже имеет высокое качество. 

- А с какими задачами в основном обращаются?

- Очень много однообразной работы, очень много съемок пива. Это как каждый день есть овсяную кашу. 

- Кишечник зато будет хорошо работать.

- Но не вкусно. 

- Любая работа - это работа. Пиво... Не пиво... Не вижу разницы.

- Арт-директора часто меняются на брендах, и в какой-то момент я понял, что начинаю тупеть. Потому что каждый год я на одном и том же бренде разным людям рассказываю одно и то же. Ощущение дежа вю начинает просто угнетать. Или сменился бренд-менеджер и арт-директор, и тебе через год показывают тобой же сделанную работу в качестве референса. Нужно сделать вот так. 

- У меня такое же было. Показывают мои фотографии, и учат как надо снимать.

- Дело в том, что ты начинаешь что-то делать, а эти люди начинают лезть в твою работу и объяснять, как и что нужно сделать. Вот это больше всего выводит из себя. Потому что ты знаешь как это было сделано, а тебе объясняют какие-то свои версии из головы. 

- То есть, все проблемы и трудности, которые испытывают все творческие люди в рекламном бизнесе, присущи и вашей профессии.

- Да. Абсолютно. И можно с небольшой долей гордости сказать, что мы уже можем себе позволить выбирать работу. У нас сплоченный коллектив из "основных" восьми человек. Наш рекорд: мы одновременно каждый день подряд обслуживали четыре рабочих площадки. Это был один фильм, две фотосессии рекламные и один ролик. И наш коллектив позволял с этим справляться. 

Ольга Фомина

Источник информации: Advertology.Ruнаверх

Русский снег